Русская нация в конце ХIХ века была на подъеме. Страна по темпам экономического развития занимала одно из первых мест в мире. Но нация была чревата внутренним культурным расколом, не на «две культуры» («демократическую и реакционную»), как думал В.И.Ленин, а на русскую культуру (государствообразующую) и на многие другие – «центробежные силы на инородческой подкладке». Истинно русский человек, реформатор-прагматик Александр III не только восстановил бороду на имперском лице почти через двести лет после Петра I, но создал, наряду с другими судьбоносными проектами и делами, Русское историческое общество и Общество добровольного флота, который вместе с армией был, по выражению императора, «единственным другом России». Процарствуй Александр III еще столько же лет, сколько прошло, империя превратилась бы в действительное Русское Историческое Общество. Увы, история невозвратна.
Век девятнадцатый «железный» и он же – «золотой» для культуры (метаформы-спутницы мифологии) выдвинул на арену истории немало «советных людей»: историков, писателей, философов, деятелей искусства и науки. На двух именах мы остановимся особо – это В.С.Соловьев (1853–1900) и Н.Ф.Федоров (1828–1903).
Как и многие русские философы второй половины ХIХ в., Вл. Соловьев начинал с «правды социализма», которая в конечном итоге приводит у него к религии: дух человеколюбия и справедливости заключен в Духе Христа. В этих рассуждениях нет ничего оригинального в сравнении с тем, что уже сказано до него, а «соловьевское» – в предложении связать теологию с философией и наукой. Поэтому «отцы философии» Сократ и Гераклит, как считает Вл. Соловьев, – «христиане до Христа». Они по-софийности «всеединства» входят во «всечеловеческий организм», каковыми являются и все последующие поколения людей на земле. По Соловьеву, история до христианства была стремлением к «Богочеловечеству», а после – к «Богочеловеку». Это, конечно, евроцентристское воззрение, потому что на востоке даосизм – скорее путь «к себе», чем «к Богу». В концепции «всеединства» основные категории Истина, Добро, Красота. И соответственно – теософия, теократия, теургия. И названия работ характерны: «Чтения о Богочеловечестве» (1877–1881), «Оправдание добра» (1897), «Красота в природе» (1889).
Названная триадичность одухотворена у Соловьева еще и учением о Софии (Мудрости), а она – и «культ человечества», и культ «женственности», то ли небесной, то ли земной, несущей в себе негасимый свет «смысла любви». Столь увлекающая многозначность космического преображения повлияла на изречение русского символизма, его начала в стихах самого мыслителя:
«Смерть и Время царят на земле, –
Беда заключается в том, что в 1991 году мы поверили, что нашей жизни хватит на то, чтобы Россия превратилась в приличное общество. Нам так не хочется передавать это детям, потому что мы хорошо помним обещания, что дети будут жить при коммунизме. Надо сказать себе честно: мы другой России не увидим. Она еще будет топтаться, ходить по кругу. Но если она не подчинится вектору истории, ее ждет развал. Не физический даже, мы просто развалимся морально, сделаемся «полыми людьми». Некоторые специалисты утверждают, что следующий переход России к думающему обществу произойдет лет через семь — четырнадцать. Когда ты начинаешь считать применительно к собственной жизни, выводы тебя посещают неутешительные. Это серьезная психологическая проблема.
— Да и большой вопрос, возможен ли переход к новому обществу, потому что по стране не распространяются книги и журналы. А переход в отдельно взятом городе вряд ли что-то будет означать для страны.
— Именно об этом я сказал Путину во время встречи с ним. На Парижском книжном салоне я должен был вручить Шираку своего «Хорошего Сталина», с французским президентом пришел и Путин. Там мы поговорили. Мой тезис был простым: как может существовать культурный организм, если у него нарушено кровообращение? Я президенту сказал прямо: если в провинцию не будут доходить толстые журналы и новые книги, наша страна порвется. Он мне предложил написать письмо на эту тему. Ну что я, чиновник, что ли? Разве об этой проблеме никому не известно? Разве не понятно, что если в Красноярск не доходят книги и журналы, а билет на самолет туда стоит дороже, чем в Берлин, то это очень тревожный сигнал?
— Генрик Ибсен в одной статье, отвечая своим критикам на упрек, что он не высказывается по насущным проблемам, написал: в публицистике речь идет о СВОБОДАХ, а меня интересует СВОБОДА. У нас существует проблема разговора даже о свободах, не то что о свободе. А раз проблема даже не артикулирована, значит в ней нет никакой заинтересованности.
— Дело в том, что нельзя заранее приготовить народ к свободе, а потом ее дать. Тут надо прыгать в воду и плыть. Наша страна сейчас совершает большую ошибку: государство не занимается обучением граждан свободе, в котором должны быть задействованы телевидение, школа, университет и т.д. За этим перспектива. Сейчас мы этого не делаем, кто-то это сделает потом. А пока что мы несем потери в экономике, у нас есть нефтяная труба, но нет отечественных компьютеров, хороших автомобилей, даже телефонов нет. Не существует народа, готового к свободе на все сто процентов, всегда есть колебания. Но мы-то уходим от свободы, нам говорят: нужно сначала навести порядок, для этого необходимо сократить свободу, потом мы ее вернем. Но на тех местах, где она сокращается, тут же возникают недоброкачественные образования вроде коррупции и пр. Мы еще раз лезем туда, где уже были. Нам нужен лидер (где мы его возьмем, я пока не знаю), который без всяких революционных движений, но довольно радикально привел бы людей к пониманию сути свободы. Мы знаем, что такое вольница, что такое анархия, что такое выпить и закусить, мы много чего знаем, но мы не знаем, что такое ответственность и свобода. А без них нельзя создать конкурентоспособное общество. Если мы не станем конкурентными, страна может рассыпаться.
Меня давно спрашивали: чего ты больше всего не любишь в женщинах? Я отвечал: неадекватности. Это когда женщина выглядит на три с плюсом, но считает, что на пять с плюсом. Дело не в самоуничижении, а в реалистичности взгляда на себя, в адекватности. Наше общество сегодня выглядит на три с минусом, но убеждено оно в том, что — выше всяческих похвал.
— Но ведь адекватность, о которой вы говорите, не упадет с неба.
— Тут надо работать и ждать. «Русский апокалипсис» я выстроил как спокойный разговор о явлениях, которые я считаю важными. Я предложил не обманываться, что мы народ, который готов себя контролировать (эссе о водке), что мы современный народ, поскольку мы боимся слов, что говорит о нашей архаичности (эссе о мате), что мы знаем, чего мы хотим (эссе о юморе). Я не хотел выносить никакого приговора, я хотел быть спокойно услышанным. Но этот язык опять же доходит только до адекватных людей. Глядя на наше общество, нельзя не поразиться: иметь такой творческий потенциал и быть никаким в социальной жизни! Вот это надо исправлять. Я надеюсь, что новое — практичное и прагматичное — поколение вынесет правильные суждения. Но, честно говоря, я совершенно не убежден, что и то поколение окажется адекватным. Это произойдет, когда о нас будут говорить в прошедшем времени.
Беседу вел корреспондент газеты «Культура» Сергей ШПАЛОВ
СЛУЖБУ в госавтоинспекции Александр начинал в ночной роте ППСМ отдельного батальона дорожно-патрульной службы. Прошел путь от рядового до старшего лейтенанта. В его обязанности входило патрулирование улиц ночного Красноярска, проверка транспорта. В штате городского управления Васильков проработал 10 лет, большую часть из них — в ОГИБДД Советского РУВД: инспектором ДПС, заместителем командира взвода, а потом и его командиром.
Адреналина хватало. Были и захватывающие погони, и перестрелки. Неоднократно задерживали серьезных преступников. Так, в 1992 году дезертир из иркутской воинской части угнал машину и гонял на ней по Красноярску. Только применение табельного оружия в ходе погони позволило его задержать. Отпечатался в памяти и случай с рецидивистом, совершившим разбойное нападение на квартиру одного коммерсанта. Машина, на которой преступник пытался скрыться, была в розыске. Преследуя её по ориентировке, Александр сумел обезвредить уголовника.
— Но самое серьезное задержание, — вспоминает Александр Викторович, — произошло в 1998 году. Организатор банды предпринял попытку убийства на Взлетке. Преступника настигли, у него изъяли оружие, а в дальнейшем по итогам проведенных мероприятий раскрыли банду, которая занималась убийствами и грабежами, наводя страх на горожан.
Организатор преступного сообщества был приговорен к 23 годам лишения свободы. За мужество, проявленное при задержании опасного преступника, Александра наградили нагрудным знаком «Отличник милиции».
В 2004 году Александр Васильков перешел на свою нынешнюю должность — старшего госинспектора ОГИБДД УВД по Железнодорожному району Красноярска.
— Работы хватает, — рассказывает Александр Викторович. — Курируем транспорт предприятий, находящихся на территории Железнодорожного района, проводим государственный техосмотр, беседы и занятия с водительским составом, следим за техническим состоянием машин и в случае нарушений принимаем соответствующие меры к должностным лицам. Конечно, на дороге работать интереснее, но и здесь скучать не приходится.
За долгие годы безупречной службы Александр Васильков неоднократно награждался почетными грамотами, поощрялся ценными подарками. Награжден медалями II и III степеней «За отличие в службе».
Крепкий, спортивного телосложения, он постоянный участник соревнований по волейболу среди РУВД. На работе Василькова знают как неутомимого организатора коллективных праздников, человека, излучающего позитивную энергетику. После общения с ним у коллег и подчинённых не только поднимается настроение, но и дела начинают ладиться. Если у новичков возникают затруднения, они идут к Александру Викторовичу, зная, что он всегда проконсультирует, поддержит и поможет.
После службы Александра ждут дома любимая жена Юлия и сын Дмитрий. Семиклассник Дима учится в школе со спортивным уклоном, серьезно занимается кикбоксингом. И подумывает уже не только о профессиональной спортивной карьере, но и о высшем юридическом образовании. Александр Викторович радуется любой возможности провести время с семьей, особенно любит выезды на природу. Издавна увлекается автомобильным туризмом. Поэтому, отправляясь в отпуск на юг, поезду и самолету предпочитает автомобиль.
Домашние создают Александру Василькову надёжный тыл, чтобы он в полной мере мог выполнять свой профессиональный долг, обеспечивая соблюдение законности и правопорядка на дорогах родного города. У них только одно пожелание отцу семейства: почаще бывать дома.
Екатерина АРТЮКЕВИЧ, инспектор по пропаганде
«Свобода слова» — так обозначена тема предстоящей музейной ночи, которая пройдет 3 ноября в Красноярском музейном центре на Стрелке. Всё о «четвертой власти» — печати, радио и телевидении – узнают посетители мероприятия и, что немаловажно, выскажут свое мнение о ней: свобода слова, как-никак!
Звучит жутко, но организаторы неумолимы: «трепанация» не минует ни глянец, ни радио, ни телевидение. Зная наших современных художников и дизайнеров, можно заранее сказать, что посмотреть в эту ночь будет на что. В том числе и на карикатуры постоянного автора нашей газеты Игоря Трошева, который отобрал для демонстрации на музейной ночи порядка 80 своих работ.
Изрядно достанется журналистским штампам, искусственным сенсациям и журналистским стереотипам. Кроме того, каждый посетить сможет на несколько минут примерить на себя роль «акулы пера» и убедиться, насколько по-разному можно освещать одни и те же события.
В общем, спешите на музейную ночь за «жареными фактами»! Её начало, как всегда, ровно в 20.00.
С. ПАНТЕЛЕЙКИНА.
На Центральном стадионе Красноярского училища олимпийского резерва состоялся футбольный матч, посвященный его 40-летию. Стадион было запланировано сдать в эксплуатацию к 50-летию Советской власти, фактически одновременно с Красноярской ГЭС. Но поскольку открыли «тарелку» чуть раньше — 29 октября, а не 7 ноября, — было принято решение назвать спортивное сооружение в честь ВЛКСМ. И по сию пору стадион КУОР является центром спортивной жизни города и края.
НА ПОЛЕ сошлись две команды ветеранов, условно названные «Автомобилист» и «Металлург». В составе «Автомобилиста» выступал яркий нападающий команды 70-х–80-х годов, а в недавнем прошлом тренер «Металлурга» Александр Кишиневский. Вместе с Кишиневским играл его партнер еще по юношеской команде Сергей Горовенко, представлявший в те годы (на пару с Олегом Романцевым) красноярский футбол в сборной РСФСР. Тут же были и футбольные долгожители Вадим Попов и Владимир Богатырев, отыгравшие на профессиональном уровне по полтора десятка лет. Жаль, конечно же, что не было на поле Олега Романцева и Александра Тарханова, они бы безусловно не затерялись в команде своей молодости — «Автомобилисте».
«Металлург» представлял другой его недавний тренер Александр Алферов. На воротах стоял недавний генеральный директор клуба Владимир Евтушенко, самым старшим из участников команды был 60-летний Владимир Бокарев, а самым молодым — 35-летний Павел Терешонок. Но самым удивительным было появление на поле директора КУОР Виктора Личаргина. Виктор Георгиевич хорошо известен, как легкоатлет, который до сих пор в спартакиадах своего училища побеждает более молодых сотрудников. Однако не всем известно, что в молодости он был неплохим футболистом, и даже играл в чемпионате края.
Товарищеский матч завершился победой «Металлурга» со счетом 5:2. Три мяча забил Юрий Солодков, по одному — Владимир Бакшеев и Евгений Малыгин, у «Автомобилиста» дважды отличился Александр Алексеев.
Алексей ОСАДЧИЙ.
«Не знаю, вписывается ли мой снимок в рамки фотоконкурса «Красноярской газеты», но лично я то, что на нём запечатлено, не могу назвать иначе, как «ВЕСНЫ ТВОРЕНЬЕ». Вопреки законам физики такой вот изгиб снежного покрова на крыше одного из домов по ул. Пушкина, балахтинцы действительно могли наблюдать весной прошлого года». Михаил Фёдорович УЛЬКО, п. Балахта.
А нижний снимок — из семейного альбома работника Енисейского речного пароходства Бориса Николаевича ЕРЕМЕЕВА (Красноярск) — автор предложил озаглавить так: «ОТЕЦ И СЫН». На нём Борис Николаевич вместе со своим сыном Андреем на Подкаменной Тунгуске, в самом конце 60-х. Благословенное, незабываемое было время!
***
Это последние снимки, которые мы публикуем в рамках конкурса «Край родной – навек любимый». Настало время подводить его итоги. И мы обязательно подведём их в следующем номере «Красноярской газеты», который выйдет 7 ноября.
Вместе с тем уведомляем, что рубрику «Край родной – навек любимый» закрывать не собираемся. Присылайте ваши фотоработы, уважаемые читатели, и лучшим из них обязательно найдётся место на страницах газеты!
Наверх
На главную