На главную


На первой полосе



На второй полосе



На третьей полосе



На четвертой полосе:






C чистого листа?!

Ох, не случайно были введены эти многодневные зимние каникулы! Власть лет десяток назад уж точно не об обеспечении своего отдыха заботилась, у высших чиновников график работы свободный. О нас с вами позаботились. И дело это вполне себе политическое, поэтому и говорю о нём в рамках данной рубрики.

В СССР Новый год, конечно, отмечали, но два дня на это вполне хватало. А тут имеем целых десять дней! Да, Рождество прибавилось, пускай. Но это максимум один день. Откуда же взялись добавочные семь дней? А ниоткуда, просто появились и всё тут. Зачем же? Производительность в стране и так крайне низкая, особенно на уровне сёл и райцентров, однако вследствие простоя муниципальных административных служб отдыхать вынуждены практически все, кроме небольшого количества круглосуточных служб вроде «Скорой помощи» и пожарных, да бизнесменов с сотрудниками их предприятий.

В этом году выгода долгого празднования для власти была очевидней некуда. Уж очень жарким в политическом плане был декабрь! Прямо аж запахло бурными девяностыми: столь многочисленными митинги оппозиции были лишь в 1991–1993 годах. 80 тысяч, 120 тысяч в столице, а в пределах всей страны – сотни тысяч активно протестующих граждан! Это для власти куда опаснее миллионов кухонных ворчунов, за стопкой клянущих проклятых буржуев и несправедливый строй. Путин, конечно, хорохорился, обзывал протестующих «бандерлогами», но те, кто отвечает за общественную безопасность, без сомнения, встревожились не на шутку.

А тут и празднички подоспели как нельзя кстати. И ещё не пропившим мозги сознательным гражданам стало понятно, для чего они нужны власти. Есть такое слэнговое понятие – «обнулиться». Синоним – перезагрузиться. Так вот, десятидневные каникулы призваны «обнулить» жителей страны, чтобы вычеркнуть из памяти год старый и начать новый с чистого листа. Как будто и не было ничего позади. Это как у православных попросить прощения перед великом постом: ты должен получить искреннее прощение, простить сам и с чистой душой начинать пост.

Но это религия. А власть сегодня преследует иные цели. Чтобы не простили, а забыли про обиды в угаре застолий и горьких пробуждений. И вообще переключили внимание на себя – похмельный человек власть обвинять не будет, он порой своей тени боится. И винит себя во всём, где виноват и где не виноват. Отстаивать свою гражданскую позицию – до того ли тут?! Себя бы отстоять перед светом белым.

И так в последнее время всегда. Год начинается с многодневного массового запоя, практически явно поддержанного властью. Читал новостные сводки в эту десятидневку: сколько народу умерло от водки, сколько сгорело от непотушенной спьяну во сне сигареты… О политическом бурном декабре помнили лишь политические сайты, да ещё не могли обойти вниманием лидера партии «РОТ-ФРОНТ» Сергея Удальцова, который держал сухую голодовку едва ли не двадцать дней и закончил её в реанимации.

Надо выходить из ступора, товарищи! Новые массовые акции оппозиции намечены. Если нас придёт не меньше, чем в декабре, то власть своей новогодней инициативой ничего не добилась. Проявим же сознательность, как в октябре 1993 года: власть тогда протестующим водки выставила, а они об асфальт бутылки били.

Константин ЛИТВИНОВ.







КАНСК: сюжет, персонажи, первая серия

КАНСКИЙ ПРАЙМЕРИЗ — ЭТО ВАМ НЕ КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ


Позавчера жители славного города Канска откликнулись на призыв инициативной группы, предводительствуемой известным в крае общественным деятелем В.Ф. Макаровым, и собрались в зале кинотеатра «Восход», перепрофилированного в «многопрофильный молодёжный центр».

Более двух сотен горожан пришло на сей народный сход, дабы обсудить, каким же должен быть новый городской голова (4 марта в Канске ещё и выборы мэра), и, возможно, предложить кандидатуры достойных, уважаемых людей, которых бы можно было рекомендовать в градоначальники, а затем и поддержать в ходе выборной кампании.

Согласитесь, двести с лишком неравнодушных человек — это и для Красноярска очень даже неплохо, а для стотысячного Канска весьма и весьма солидно. Причём никакого административного ресурса к заполнению зала на тысячу мест привлечено уж точно не было: приходили люди с активной гражданской позицией, давно знакомые друг с другом, рассаживались группами по огромному залу и обсуждали, какие вопросы они зададут инициаторам схода, кого из видных канцев желательно выкрикнуть «на царство».

Ещё до начала действа хорошо было видно: гражданское общество, что бы там не говорили о его кончине пропагандисты и буревестники «оранжевой» революции, в Канске имеется-таки в наличии.

Ведущая собрания Лариса Васильевна Подгурская пригласила занять места в президиуме лидеров парламентских партий, почётных жителей Канска, представителей профсоюзных и ветеранских организаций, а также активных, неравнодушных людей, переживающих за будущее родного города. И таковые тут же нашлись: на сцену, где разместился стол, покрытый кумачом, сразу демонстративно поднялись двое: молодой человек по имени Роман и слесарь-инициативник из канского «Водоканала». Жаль, оба не представились, хотя далее вели себя прилично.

Едва Лариса Васильевна огласила единственный вопрос повестки собрания – «ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ КАНДИДАТА НА ПОСТ ГЛАВЫ ГОРОДА» и выслушала пожелания с мест, как на сцену решительно поднялся действующий градоначальник Андрей Геннадьевич Сидельников. Оказалось, мэр только-только приехал из Красноярска и сразу же сюда, на встречу, к людям, и готов ответить на все вопросы, если у кого-то в зале вопросы к нему появятся.

Понятное дело, городскому голове, пусть он и не собирается переизбираться (как он сам и заявил), место в президиуме нашлось. Кстати, слово брал Андрей Геннадьевич чаще всех, отвечал на самые неприятные вопросы политически подкованных горожан, сам же задавал ход обсуждению и вообще был напорист, активен, открыт. Если бы не его заявление об уходе с поста мэра, то появление Сидельникова 11 января на сходе смело можно было бы записать ему в плюс. Впрочем, особых претензий к нынешнему градоначальнику канцы не предъявляли, говорили больше о восьмилетнем правлении Сергея Гурова, во время которого в Канске закрылось большинство крупных предприятий. Именно во время мэрства Гурова некогда промышленно-индустриальный центр Сибири город Канск превратился в депрессивный городок со спивающимся населением и отсутствием малейших перспектив. Так во всяком случае считало большинство собравшихся и призывало земляков не допустить на грядущих 4 марта выборах до управления Канском очередного «антикризисного менеджера». Тем более не своего, «залётного».

Подумалось, что экс-депутат Законодательного Собрания Сергей Шахматов, подавший документы на регистрацию в качестве кандидата на пост мэра Канска, правильно сделал, не приехав на данное собрание, хотя его-то представители инициативной группы очень и очень настойчиво приглашали. Да, досталось бы ему по полной программе, попал бы он под раздачу за чужие грехи. Ну не пройдёт сейчас в Канске варяг. Если на переломе веков за Сергея Гурова мощно и весомо «подписался» губернатор Александр Лебедь, то сегодня даже Путин не сможет навязать канцам чужака.

Интересно было наблюдать за борьбой политических группировок города. Причём к партиям это не относится, вожаки «парламентских» партий ничем себя особо не проявили, отличились беспартийные и беспокойные. Так, представители общественной палаты города поинтересовались у инициаторов схода, «чья же лысина маячит за спинами организаторов собрания». Практически сразу же к микрофону рванул Владимир Макаров, известнейший в Канске правдоруб, который в бытность свою депутатом горсовета много «кровушки попил» из представителей исполнительной власти. И хотя Макаров лысиной не обзавёлся, разве что сединой, он признал себя инициатором схода, потому как не хочет для земляков участи бессловесных туземцев, управляемых «командированным» из метрополии чиновником, а самому Макарову кресло мэрское и не нужно, у него есть своё дело, голова, руки, уж он-то не пропадёт.

И вот тут-то высокое собрание перешло, наконец, к обсуждению персоналий, за которые не стыдно проголосовать 4 марта. До этого присутствующие решали, каким же должен быть градоначальник. А должен он быть честным, справедливым, компетентным управленцем, патриотом города Канска, решительным, неподкупным. И главное — МЕСТНЫМ!

Действующий мэр Сидельников предложил дождаться окончания регистрации кандидатов на пост городского головы и пообещал, что нынешняя городская администрация предоставит площадки во всех районах города, где политически активные горожане могут встретиться с претендентами, задать им вопросы, обсудить программы.

Похоже, что мы стали свидетелями интереснейшего почина, когда по инициативе избирателей всех кандидатов «обяжут» общаться с людьми «вживую», а не ограничиваться тупой рекламой на местном ТВ и раздачей красочных листовок. Конечно же, никто не может принудить кандидата идти в народ, но если в небольшом Канске, где «всего-то» 33 избирательных участка, соискатель мэрского кресла не приходит на одни публичные дебаты, на вторые – да кто ж за него голосовать будет? Стоило тогда «огород городить», собирать более 700 подписей за своё выдвижение, если с людьми, потенциально своими сторонниками, избирателями, пообщаться боишься…

Да, о персоналиях. На сходе поступали предложения пойти на выборы известным в Канске людям: главе отделения «Справедливая РОССИЯ» Сергею Брусникову, строителю Александру Пилягину, энергетику Игорю Матвееву, призвали люди подумать о новом сроке и действующего мэра. Но большая часть активных участников собрания предлагало идти в мэры Владимиру Макарову. Причём «пострадать за народ» Владимира Фёдоровича призывали как политически не ангажированные горожане, так и известные политдеятели города на Кане, в частности, за кандидатуру Макарова высказался лидер канского «Правого дела» Сергей Сапрунов.

Нашлись свои сторонники и у бывшего градоначальника, а ныне министра спорта Сергея Гурова. Пара выступавших канцев искренне считает, что при Гурове Канск строился, «имел перспективу». Впрочем, большинство собравшихся к речам «гуровцев» отнеслось с юмором, а оратора, утверждавшего, что «за восемь лет Гурова в Канске сделано больше, чем за 50 лет Советской власти», высокое собрание, нет, не освисталО, не захлопалО — ЗАХОХОТАЛО…

Вот так провели политически активные жители города Канска свой вечер в одиннадцатый день двенадцатого года. Да, Канский праймериз — это местами будет покруче, чем Каннский кинофестиваль. Такие повороты сюжета, такие персонажи, а ведь только первую серию отсмотрели, то ли ещё будет…

Алексей ОСАДЧИЙ.
Красноярск.
ОТ РЕДАКЦИИ. Во вторник читайте беседу нашего корреспондента с инициатором мероприятия В.Ф. Макаровым.







Благодарим, товарищи!

ВОТ И НАЧАЛИСЬ, НАКОНЕЦ, РАБОЧИЕ БУДНИ В СТРАНЕ. РАДОСТЬ-ТО КАКАЯ!

Примечательно, что первый телефонный звонок с поздравлениями к старому Новому году был из славного города Норильска: «...жаль только, мало связи с вашей газетой. Далеко Норильск. Говорят, правда, наш мэр читает «Красноярку». Мы это подтвердили. Из огромного вороха открыток и телеграмм извлекли красочную открытку и по телефону же зачитали:

«ТЕЛЕГРАММА. Уважаемый Олег Анатольевич! Поздравляю вас с избранием депутатом Законодательного Собрания Красноярского края! Избрание на этот ответственный пост является заслуженным признанием ваших профессиональных заслуг и свидетельством высокого доверия избирателей. Желаем вам успехов в работе на благо всех жителей нашего региона! С уважением глава г.Норильска С.А. ШМАКОВ. 29.12. 2011 г.»

Всего более 300 открыток и телеграмм, масса звонков от официальных лиц и авторского актива, и читателей поступило накануне Нового года и Рождества Христова. Мы благодарим товарищей. А в ответ на открытки и телеграммы шлём сейчас через газету наше огромное СПАСИБО от всего творческого коллектива!

Вперёд, друзья! Будем жить и работать во славу родного Отечества.







«МНЕ ЕСТЬ, ЧТО СПЕТЬ…»

К 75-летию замечательного патриота и гражданина А.И. ЯРОШЕНКО


«Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед ним…».
(Из стихотворения В. Высоцкого, написанного 20.07. 1980 г.).


Анатолий Иванович Ярошенко отметит 20 января очередной свой юбилей – 75-летие со дня рождения. Каждый здравомыслящий человек на определённом этапе своей жизни задаёт себе вопросы: так ли он жил? Что хорошего и грустного было в жизни? Что хотел бы изменить, если бы начал жизнь сначала? Что полезного сделал для людей, страны? Невольно ему вспоминаются люди, которые шли рядом по жизни, помогали советом и делом. Именно такие вопросы я задала накануне праздника Анатолию Ивановичу Ярошенко – легендарному человеку, как сказал про него, к примеру, Илья Лазаревич Клеймиц, столь же уважаемый человек в крае.

Анатолий Иванович действительно интересный, яркий человек, со своей судьбой, впитавший в себя всю красоту неповторимой украинской природы, музыки, даровавшей ему прекрасный голос – лирический баритон, который без знаний азов музыкальной теории, на слух, исполняет арии из опер. В его репертуаре Чайковский, Бородин, Даргомыжский, Верди, Бизе, Россини и вместе с этим русские и украинские народные песни. Ярошенко, когда возглавил совхоз, называли «поющим директором», но об этом позже. А вначале, как у всех, было детство, юность, становление, взрослость…

Да, родился Анатолий Иванович 20 января 1937 года на Украине, в Краснополье Сумской области (ранее Харьковской). Он был вторым ребёнком в молодой семье Евдокии Васильевны и Ивана Петровича. Не ощутив отцовской ласки, которого в сентябре 1937 года приговорили к высшей мере (позже отец был реабилитирован), рано стал взрослым. Не по рассказам, а воочию видел фашистов, которые захватили его село, дом, которые иногда из жалости подкармливали ребятишек тем, что оставалось после их обедов, вначале поиздевавшись вдоволь над ними. Всё это живёт в нём до сих пор. Совсем мальчишкой, с первого класса, стал зарабатывать себе на пропитание. Пас соседский скот. Соседи по очереди кормили его и все вместе собирали в школу, покупали одежду. Осенью и ранней весной со своими сверстниками копал мёрзлую картошку, собирал желуди, искал хрен, который сдавали в потребкооперацию, подрабатывал в «пожарке» —кормил лошадей.

Анатолий Иванович очень благодарен родственникам отца, матери, тётушкам Марии и Екатерине, которые кормили племянника, поскольку жили немного лучше, чем его семья, где был уже отчим, не совсем добрый человек. В школе зарабатывал рисованием, имея на то способности. Позади школа, в институт же не попал: не был отличником и на то были причины, сидеть за книжками не доставало времени. Поступил в училище связи в городе Ахтырке Сумской области, где платили стипендию 180 рублей, а за кормёжку высчитывали всего по 5 рублей 92 копейки за день.

С дипломом связиста-монтажника на руках по велению сердца – познать Сибирь, о которой на Украине рассказывали, что там по улицам бродят медведи, – захотелось увидеть это своими глазами, звали романтика, молодость. В Красноярск из училища прибыло таких романтиков 25 человек, среди которых были друзья Коля Безкоравайный и Коля Мажар, с которыми до сих пор поддерживает наш герой дружеские отношения.

Красноярск. Монтажник СМУ радиофикации. Работал по телефонизации и радиофицировании отдалённых деревень в Бирилюсском, Нижнеингашском районах. И первая награда от руководства – двухнедельный оклад и первый отпуск на родину.

Дышать, так сказать, «дымом Отечества» не пришлось. Толком не успел повидаться с близкими и друзьями, нужно было возвращаться в Сибирь. Друзья записали его на подготовительные курсы по поступлению в сельхозинститут, не преминув сказать, что Анатолий хорошо поёт.

1958 год. Инженерный факультет, работа в комитете комсомола сельхозинститута, участие в художественной самодеятельности института. Праздничные вечера в институте всегда проходили, помнится, с участием Анатолия Ярошенко, студентки зоотехнического факультета Нины Литвиненко, которые исполняли дуэтом лирические песни, трогающие и волновавшие молодые сердца, поражали всех игрой на баяне его однокурсники братья Виктор и Михаил Муллы, а ещё Владимир Стахеев.

Надо сказать, на их курсе было много интересных, неординарных ребят. Но среди всех выделялся черноволосый, чернобровый, с приятной улыбкой и каким-то грудным голосом, такой весь позитивный Толя Ярошенко. Его портрет как лучшего студента красовался на Доске почёта, вскоре он исчез, взяли на память ради одной студентки, которая была влюблена в него с первой встречи. Он нравился многим девчонкам. Но сердце 21-летнего молодого парня уже принадлежало студентке с агрономического факультета, которая и стала его верной подругой, женой, матерью его детей, помощником в работе, правой его рукой, Людой, Людмилой Романовной.

После окончания в 1963 году института Ярошенко оставляли работать на кафедре, но наука была не их стезя: супруги приехали в совхоз «Красный маяк» Канского района, проработали в хозяйстве семь лет под руководством Николая Константиновича Шалунина, опытного директора, кавалера ордена Ленина. Затем перевод в Канский птицесовхоз заместителем директора Ивана Карповича Ануфриева, Героя Социалистического Труда. Вот с такими громкими именами, крепкими, грамотными директорами, рачительными хозяевами трудился Ярошенко, набирался практического опыта, знаний, которые пригодились, когда стал руководителем Большеуринского совхоза.

Новый совхоз свой отсчёт ведёт с 1 января 1971 года, организованный на базе дальних отделений совхоза «Красный маяк» и Канского птицесовхоза. Первым и бессменным директором хозяйства на протяжении 23-х лет был Анатолий Иванович Ярошенко. Не сразу согласился возглавить вновь созданный совхоз, понимал всю ответственность, которая ложится на плечи руководителя. Немного было страшно, думал, а вдруг не справится? А быть хуже других было не в его правилах. На раздумья тогдашний первый секретарь райкома Геннадий Петрович Казьмин дал три дня. На семейном совете решили – надо соглашаться.

Не очень приветливо встретили сельчане вновь испечённого директора, даже приглашали, как говорят сейчас бандюганы, «на стрелку», думали запугать, не получилось, не пришли сами в назначенное место. Через три дня после вступления Ярошенко в должность сгорел магазин, где хотели обустроить контору, возможно, это тоже было акцией непринятия нового руководителя, кто теперь знает? Но не из пугливых был молодой директор. Разместились в здании общежития. За зиму построили дом на две половины, куда перевели медпункт и семью фельдшера. Контору перевели в старое здание, где размещался ранее медпункт. С этого и началось становление и обновление села Большая Уря и вскоре её было не узнать, как напоминание о старом селе – картина художника Тойво Ряннеля.

Добротные улицы 2-квартирных домов, а в период горбачёвской перестройки смогли построить 12 коттеджей в двух уровнях на два хозяина, музыкальная школа, спортзал, амбулатория, облицованная внутри мрамором, детский сад-комбинат, Дом культуры (занавес для которого ткали в Москве), торговый центр... Металл для подвесного потолка торгового центра выпросил Ярошенко у директора КраМЗа Александра Николаевича Кузнецова. Первая встреча двух директоров переросла в большую дружбу. Много хорошего перенял у Кузнецова Ярошенко.

За короткий срок построили автогараж, ремонтные мастерские, сельский Совет, мост через Урю, контору для совхозных специалистов. Нужно было обновлять и строить новые помещения для скота, и это было построено.

И несмотря на все изменения, происходящие в новом совхозе, находились скептики, что «поющий директор» пропоёт совхоз, – не пропел.

Вспомнился эпизод из той жизни. Встретилась с ним весной 1971 года на смотре самодеятельных коллективов районов Восточной зоны. На мой вопрос: «Как дела?» Анатолий на бегу ответил: «Нормально, назначен директором Большеуринского совхоза. Уверен, хозяйство будет миллионщиком, люди у меня трудяги». Его слова не разошлись с делами. И в первый же год работы получили около миллиона прибылей. За период его хозяйствования на полторы тысячи литров выросли надои от каждой коровы, скот на мясокомбинаты сдавался только высших кондиций, за что получали денежные надбавки в размере 35, 50% к цене. За 20 лет хозяйствования реализация молока увеличилась в 3,2 раза, мяса – в 2,8. Это одни из главных экономических показателей хозяйства.

И, конечно, за всеми делами стояли люди — великая ценность, которыми он дорожил и гордился. Это главные специалисты совхоза: зоотехник И.М. Рубан, ветврач Г.М. Князев, агрономы Н.П. Саповский и В.И. Красношапко, бухгалтер А.М. Рахманова, экономист Л.Р. Ярошенко, секретарь парткома К.А. Иванишин, председатель профкома Г.К. Анциферов, управляющие отделениями Г.С. Вдовенко, Н.И. Боровиков, В.П. Полещук, М.Г. Заболоцкий, бригадир И.А. Капленков, механизаторы Е.В. Голубев, В.А. Степанов, В.М. Миронов, доярки А.Н. Сайберт, Н.И. Полещук, Р.Г. Моисеева, дояр В.А. Мяньзель, телятницы З.М. Гора, Т.И. Пословина и многие-многие другие, которые навечно запечатлены на полотнах художников Тойво Ряннеля, Бориса Белого и в скульптурах Бориса Мусата, которые хранятся теперь в картиной галерее в селе Большая Уря.

Картинная галерея – портреты передовиков производства — это задумка Анатолия Ивановича, который хотел оставить для будущего поколения память в портретах их матерей, отцов, дедов как пример для подражания. И это ему удалось. Картинная галерея официально открылась в 1983 году и скоро отметит свой тридцатилетний юбилей. Её посещают, ею гордятся большеуринцы.

Одержимый, неуспокоенный Анатолий Иванович по крупицам собирал лучшие образцы хозяйствования. Опыт ведения хозяйства перенимал у прославленных директоров совхозов Аркадия Филимоновича Вепрева, Юрия Ивановича Толстикова, Петра Григорьевича Микова, имена которых тогда звучали на всех краевых совещаниях и страницах краевых газет.

Особой красной нитью в биографию Ярошенко вписываются его отношения с бывшим первым секретарём Канского райкома КПСС Василием Александровичем Ходором, который сумел разглядеть в нём человека, близкого по духу, и в лучших начинаниях поддерживал молодого директора.

«Ходор был феноменальным человеком, строгий к себе, он был требователен, но справедлив к подчинённым, знал все поля хозяйств, сортовые семена зерновых и где что посеяно на каждом гектаре земли, где ведётся строительство и какие возводятся объекты, интересовался жизнью сельчан. Руководители секретаря райкома уважали, боялись чем-то его огорчить, да и лишаться дорогого сердцу партийного билета вряд ли кому хотелось», — так коротко и ёмко охарактеризовал секретаря, старшего товарища Анатолий Иванович. Это потом, в начале 90-х смутных ельцинских годах, «яростные в прошлом коммунисты», боясь за свою шкуру, группами сдавали партбилеты, партию, Родину...

Как политик Анатолий Иванович Ярошенко проявил себя сразу же после избрания его в 1990 году народным депутатом РСФСР по Канскому территориальному избирательному округу №204. Он не особо рвался в большую политику, несмотря на то, что ранее был депутатом сельского, районного и краевого Советов народных депутатов, членом крайкома и райкома партии, делегатом XXVI съезда партии, 12-го съезда потребкооперации СССР, учредительного Всесоюзного съезда музыкального общества. Его кандидатуру, выдвинутую аграрниками края, избиратели поддержали на выборах большинством голосов, потому что во всех уголках края его очень хорошо знали как умного, толкового, рачительного хозяина, всей душой болеющего и заботившегося за судьбы людей, радеющего за сельское хозяйство, умеющего постоять за село, покритиковать нерадивых чиновников. Согласился поработать депутатом в Верховном Совете РСФСР года два, задержался в большой политике на десять лет.

Верховный Совет состоял из двух палат – ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ и ПАЛАТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, в каждой было по 126 депутатов. Как депутат Ярошенко был членом комитета по социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию Верховного Совета РСФСР. Входил в состав фракции «Аграрный союз». Принимал участие в работе последнего заседания съезда народных депутатов в ночь с 3 на 4 октября 1993 г.

В его Канский округ входило тогда 18 районов и 7 городов, северные территории простирались от Игарки до Казачинского и Иркутской области. И не было того района, где бы не побывал беспокойный Анатолий Иванович, на машине, самолётах, по Ангаре и Енисею на речном транспорте добирался народный депутат до своих избирателей. Люди его уважали, ждали, ему верили, что обязательно поможет решить их проблемы, он был обходителен, доступен и прост с ними.

Непокорный Верховный Совет был разогнан в октябре 1993 года, а уже в декабре А.И. Ярошенко был избран депутатом Государственной Думы I созыва по Канскому одномандатному избирательному округу № 48. Являлся членом комитета по обороне, членом фракции АПР. Неоднократно выступал по различным вопросам, в том числе по проблемам пенсионного обеспечения, жизнеобеспечения регионов Севера, функционирования агропромышленного, лесопромышленного комплексов, несправедливого распределения бюджетных ассигнований между регионами России.

В выборной кампании в октябре 1995 года среди 6 кандидатов, баллотирующихся в Госдуму 2-го созыва по Канскому одномандатному округу № 47, Ярошенко вновь одерживает победу. И никогда его портреты не висели на баннерах, не расклеивались на столбах, люди его знали по делам.

В предвыборной программе А.И. Ярошенко выступал за формирование правительства народного доверия и возвращение власти народу путём развития реального местного самоуправления, повсеместного избрания глав администраций, представительных органов с функциями законодательной деятельности и контроля за исполнительной властью. Высказывался за возвращение гражданам России социальных гарантий. Важными пунктами программы являлись обеспечение независимости и целостности России, расторжение Беловежских соглашений, проведение самостоятельной внешней политики, отвечающей интересам страны.

Ярошенко полагал, что земля должна принадлежать тем, кто на ней трудится, поэтому купля-продажа сельскохозяйственных земель должна быть запрещена законом. Выступал за реформирование агропромышленного производства, поскольку стабилизация и динамичное развитие АПК является, по его мнению, решающим фактором возрождения отечественной экономики. Считал, что необходимо обеспечить для жителей села равные с городом социально-бытовые условия жизни. Эти программные строки из выступлений кандидата в выборные кампании взяты из официальных источников.

На вопрос, так что же существенного, будучи депутатом, ему удалось выполнить, Анатолий Иванович ответил честно и прямо: «Не очень много. Кроме законотворческой работы, Верховному Совету РСФСР, I и II Госдумам удалось отстоять землю от свободной купли-продажи. Однако депутаты третьего созыва Госдумы приняли закон о частной собственности на землю. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1990 года было решено с 1991 года направлять 15% национального дохода на АПК и списать все долги с сельчан. Удалось добиться выделения средств около 8 миллиардов рублей из федерального бюджета хозяйствам края, пострадавшим от засухи в 1994 году. И 91 миллион рублей в 1998 году получили хозяйства края, не успевшие убрать зерновые из-за раннего снегопада. Было принято много нужных и хороших законов о развитии агропромышленного комплекса, но, к сожалению, по вине властей большинство из них не работает».

Трижды подряд избирался Анатолий Иванович в ПАРЛАМЕНТ СТРАНЫ по одномандатным округам. Он стал личностью в большой политике. У него много накопилось вопросов к думцам последних лет.

«В настоящее время в Госдуме почти в два раза больше депутатов, уменьшились округа, но зачастую люди и в глаза не видят своих избранников, многие из которых приходят решать свои частные вопросы. А законы мы принимали и меньшим количеством депутатов Верховного Совета. Были бы деньги, и все законы будут решаться. На одни из главных законов: «О продовольственной безопасности» и «Паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию для села» президент накладывает вето, а депутаты за преодоление вето не голосуют. Горько и стыдно за депутатский корпус. Возможно, в новом созыве что-то изменится к лучшему, хочется в это верить», — говорит Анатолий Иванович.

И его можно понять, когда видишь картинки с сессии Госдумы: пустующие кресла, бегающих депутатов, нажимающих на кнопки отсутствующих коллег.

Итак, студент, хозяйственник, политик, семьянин – дочь Татьяна, сын Сергей, внуки. У них с Людмилой Романовной их четверо: три внучки и внук Егор, продолжатель украинской фамилии ЯРОШЕНКО, чему дед особенно рад.

На мой прямой вопрос: «Счастливый ли вы человек?» Анатолий Иванович ответил однозначно: «Да! У меня прекрасная, умная и добрая жена, с которой прожили более пятидесяти лет, она любящая мать, бабушка. Воспитанием детей из-за моей занятости в основном приходилось заниматься ей. Сергей и Татьяна выросли хорошими, порядочными людьми. Внуки радуют своими успехами в учёбе, музыке, спорте. Чего ещё надо?».

— И всё-таки, что хотелось бы вам изменить, если бы жизнь начать сначала?

— По-большому счёту ни о чём не жалею. Правда, иногда думаю, что, возможно, был не прав, когда отказался от учёбы в Новосибирской консерватории, стал бы профессиональным артистом. Мне было тогда 32 года, жена, двое детей. Природа щедро одарила меня голосом, лирическим баритоном, которым, наверное, не совсем правильно распорядился.

Думаю, сожалеть Анатолию Ивановичу всё же не о чем. Он и как певец состоялся. С музыкой, песней никогда не расставался, мальчишкой напевал мелодии, когда пас скот. Громко, во весь голос первый раз исполнил песню на сцене Ахтырского училища «Когда я на почте служил ямщиком», участвовал в художественной самодеятельности сельхозинститута. Знакомство с народным хором К.М. Скопцова весной 1963 года растянулось и переросло в настоящую творческую дружбу на долгие годы. И уже летом вместе с хором Скопцова выступал в Москве в парках столицы, ВДНХ, Колонном зале Дома Союзов, после чего его приглашали работать в хор имени Пятницкого, отказался. Будучи делегатом XXVI съезда КПСС, принимал участие в концерте, исполнил песню «Дывлюсь я на небо». В 1981 году на открытии театрального сезона в Центральном Доме работников искусства с делегацией от края был и Ярошенко. После исполнения песни С. Туликова «Родина» на сцену поднялся Лев Лещенко и сказал, что после такого исполнителя нам надо идти работать в сельское хозяйство. Его уже знали не только в крае, но и в столице как поющего директора, самородка. В Москве он познакомился с народными артистами Бэлой Руденко (которая потом приезжала в Большую Урю с концертом), Ольгой Лепешинской, Михаилом Ульяновым, Львом Лещенко, Юрием Левитаном, Ростиславом Пляттом, Ириной Бугримовой... Сольные выступления Ярошенко обычно вызывали шквал аплодисментов. В 1997 году в Вене после заседания ассамблеи ОБСЕ удивил всех делегатов исполнением песенки герцога из оперы Верди «Риголетто». В Пекине, где он был с делегацией Госдумы, по просьбе Ли Пена, председателя Всекитайского собрания народных представителей, спел арию Ленского из оперы «Евгений Онегин». Он пел и поёт в кругу друзей на встречах, его приглашают ветеранские организации.

Но главной его любовью, гордостью был и остаётся его Большеуринский народный русский хор, создателем, руководителем, солистом которого он был на протяжении двадцати пяти лет. Хор – лауреат трёх всесоюзных и четырёх всероссийских фестивалей народного творчества. Есть чем гордиться. Писать о становлении хора, его коллективе, репертуаре нужно отдельно, для этого понадобится ни одна газетная полоса. О А.И. Ярошенко написаны книги, многочисленные статьи в газетах и журналах, его песни записаны и хранятся в архивах краевого радио.

Сегодня накануне юбилея мне хотелось кратко пробежаться (кратко не получилось) по биографии нашего юбиляра Анатолия Ивановича Ярошенко: хозяйственника, политика, творческой личности, гражданина, награждённого орденами «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени, медалями, удостоенного почётных званий «Заслуженный работник культуры РСФСР», «Отличник Министерства культуры СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР».

...Знакома я с Анатолием Ивановичем со студенческих лет, более полувека, писать было легко и трудно, хотелось показать его со всех сторон. Как получилось, вам судить, дорогие читатели. А сегодня давайте вместе пожелаем хорошему человеку здоровья, долгой творческой жизни.

Галина ЯКОВЛЕВА.
Красноярск.







ВОДА И КАМНИ РВЁТ

Давайте разберёмся

Землетрясение магнитудой до 6,7 и силой 9,5 балла по 12-балльной шкале произошло 27 декабря в 19.22 по московскому времени.

(23.22 по местному) в Каа-Хемском районе Тувы. Эпицентр находился примерно в 100 километрах к востоку от Кызыла. Подземные толчки разной мощности ощущались не только в Туве, но и в Хакасии, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской и Томской областях. Сила землетрясения, которое произошло вечером 27 декабря в Туве, составила 9,5 балла. Об этом в ходе селекторного совещания рассказал глава МЧС России Сергей Шойгу, передает агентство ИТАР-ТАСС.

По словам Шойгу, подобного землетрясения не отмечалось за всю историю сейсмонаблюдений в республике. Министр усомнился в достоверности сообщений о том, что в результате подземных толчков разрушений нет. «Не может быть, чтобы при 9,5 балла не было разрушений. При 4 баллах падают домовые трубы, а у нас вся восточная часть Кызыла — это частные домовладения. Как только жители проснутся, увидят трещины в стенах, печах и трубах, они сразу начнут звонить нам», — отметил он.

То, что массы воды, накопленные на Земле, оказывают довольно мощное воздействие на разрушение тектонических плит, мы наблюдаем сегодня на примере работы трёх гидроэлектростанций: Усть-Каменогорской ГЭС на Иртыше, Красноярской (73 км3) и Саяно-Шушенской (31,34 км3) на Енисее, расположенные в природных разломах земной коры. Эти исскуственные моря наполняются одномоментно во время весеннего паводка, а срабатывается вода до определённого уровня в разных режимах, в т. ч. и в пиковых, что воздействует на земную плиту подобно забиванию клина.

За полста лет получили из сейсмостойкого региона регион сейсмоопасный. Так, уже наблюдаются мощные землетрясения в Горно-Алтайской республике с тяжелыми последствиями, докатывающимися до г. Красноярска, и не столь ещё мощные землетрясения в Саянах. Но уже в 2009 году произошло землетрясение в четыре балла в Саянах, которое ощутили на себе жители краевого центра. В ближайшие годы планируется достроить Богучанскую ГЭС и полностью зарегулировать сток Ангары, а это 139 кубических километров воды. Плотина с напором в 76 метров позволит наполнить водоём в 117 кубических километров, а один кубический километр воды весит один миллиард тонн.

Следует задаться вопросом, что же изменило сейсмичность этого региона? И ответ вполне закономерен: строительство Саяно-Шушенской ГЭС с плотиной в горном разломе русла реки высотой до 230 метров. Каждую весну вода набирается до верхней отметки и в течение года отрабатывается до нижней отметки. По сути в разлом реки забивается клин, и затем этот клин убирается и снова забивается, расшатывая плиты.

Мне возражают гидрологи, что это ерунда — десяток-другой миллиардов тонн воды, это же капля на поверхности плиты, но они забывают, что капля камень точит. Но плиты геологические неоднородны и возникали они в разные геологические периоды и по-разному соединялись друг с другом. Строительство плотин изменяет и глубину проникновения подземных вод, которые тоже оказывают влияние на скрепление геологических неоднородностей. Эти неоднородности при расшатывании и размывании начинают выпадать из общего конгломерата.

Представим, что кусочек в несколько кубических километров выпадает из плиты и падает, к примеру, с десятков метров, но может рухнуть и, плавая по магме, утонуть в жидком расплаве недр. Этот обвал вызовет волну, которая в конечном счете обогнёт всю Землю, а в округе и всё перетрясёт. После такого обрушения возникнет гигантский грот, в котором повиснет ещё множество горных кусков, которые, падая в магму, вызывают артишоки.

Обвалы продолжаются долго, так как землетрясение раскачало и соседние глыбы, но уже, как показывает практика, не имеют той разрушительной силы, как первый обвал! Так, в Турции наблюдалось уже более 1700 афтишоков. Вот так и возникают точечные землетрясения, построив компьютерную модель можно и вычислить конкретный объём упавшей глыбы.

Ещё 50 лет назад все эти земли были сейсмостойкими, и длительная практика наблюдений позволила внести в строительные нормы устойчивость строений к землетрясениям не выше шести баллов по шкале Рихтера. И так всё и строится, и это правильно, так как проектировщики гидростанций даже не задумывались никогда о последствиях забиваемых ими гигантских клиньях в тектоническую плиту и, следовательно, не проводили исследований в этом направлении, а раз не проводили, то и нет причин менять правила строительства. Да и зачем? Город же уже стоит. Да и наука говорит: ни к чему всё это.

«29 декабря. Землетрясения на территории Тувы, в том числе и произошедшее в ночь на cреду, связаны с постепенным движением индийской тектонической плиты в глубь евразийской со скоростью 3–4 сантиметра в год, которое будет продолжаться ещё десятки миллионов лет», — сказал РИА Новости завлабораторией Института нефтегазовой геологии и геофизики Иван Кулаков. Ни при чём, мол, гидростроители, коли Индия едет на нас, как, правда, энергетики ни при чём и когда генераторы у них разлетаются и гибнут люди.

Руководитель МЧС господин Сергей Шойгу говорил об изменении сейсмичности всего региона, но и за словами должны быть дела, а именно проведение соответствующих работ и внесение изменений в строительные нормы и правила. Есть и новые методы проведения таких исследований.

А как нам быть после этого? Мы-то все живём в собственных домах, построенных по старым нормативам. Но если строительство водохранилищ привело к таким последствиям, то от хозяев мы, жители, в лице Законодательного Собрания должны потребовать страхования всего жилья при разрушении от землетрясений. При себестоимости киловатта не свыше трёх копеек мы-то платим рубли, позволяя получать сверхприбыли их владельцам от наших природных ресурсов.

Геннадий Алексеевич ИВАНОВ.
Красноярск. 5.01.2012 г.







«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ...»

В России отметили 190-летие со дня рождения Н.А. НЕКРАСОВА

Слова эти принадлежат перу Николая Алексеевича НЕКРАСОВА – выдающегося русского поэта середины XIX века. И он имел полное право так о себе говорить. Он писал о народе, для народа, а темы для своей лиры брал из самых сокровенных глубин жизни народной. И лира его до сих пор живёт в среде народной. Ведь ни одно народное гулянье не проходит, чтобы на нём не звучали: «Ой, полным-полна моя коробушка…», «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «Меж высоких хлебов затерялося…». Песни давно стали народными, но слова написаны Н.А. Некрасовым.

В своей обыденной жизни мы часто употребляем ставшие уже крылатыми выражения: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…», «Сейте разумное, доброе, вечное…», «Воля и труд человека дивные дивы творят…», «Бывали хуже времена, но не было подлей…». Всё это строки некрасовских стихотворений. Как метко и ёмко сказано.


О ЖИЗНИ и творчестве Н.А. Некрасова недавно шёл разговор на литературной гостиной КРОО «Русское общество» в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края. Вела гостиную заместитель председателя общества А.П. Елесина. В самом начале она зачитала посвящённое Н.А. Некрасову стихотворение красноярской поэтессы Н.С. Носковой.

Председатель контрольно-ревизионной комиссии городского комитета КПРФ И.С. Бортников вручил юбилейные медали ЦК КПРФ «300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова» Л.А. Леменковой, В.К. Зинчук, С.В. Каниной, А.М. Непомнящих – учителям русского языка и литературы, Е.С. Бойко – доценту педагогического университета и А.П. Елесиной – заместителю председателя «Русского общества». По ходатайству первого секретаря горкома КПРФ В.С. Бедарева они награждены за плодотворную работу по защите и пропаганде русской культуры, русской литературы и чистоты русского языка.

Затем квартет учителей школы №85 под музыку баяна О.В. Хренкова исполнил песни на слова Н.А. Некрасова «Меж высоких хлебов затерялося…» и «Ой, полным-полна моя коробушка…». Старшее поколение дружно подпевало артистам. Школьники наградили исполнителей бурными аплодисментами, переходящими в овацию. Тронули ребячьи сердца, проникли в их души задушевные русские песни.

О жизненном пути и творчестве поэта рассказала сотрудница библиотеки Майя Воронина. Учащиеся школы №3 Маша Ходжаева и Таня Сергиенко под руководством педагогов Л.А. Леменковой и Л.А. Назаровой подготовили сообщение о темах Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова. Их сообщение сопровождалось чтением стихотворений поэта Юрой Ведекиным, Сашей Ланкиной и Галей Туктаровой.

Со школьных лет мы знаем и любим стихотворения Н.А. Некрасова о крестьянских детях. Вот и на литературной гостиной прозвучала эта тема, раскрытая под руководством Т.Н. Осипкиной учащимися школы № 66. Алёна Зеленкова рассказала об образах детей в поэзии Некрасова, Нина Демиденко и Наташа Одинцова прочитали стихи, а Лёня Космынин и Ваня Тарасенко сыграли сценку-разговор «Однажды в студёную зимнюю пору…». Ярко прочитал отрывок из стихотворения «Генерал Топтыгин» ученик школы №49 Влад Перья.

Нет ни одного произведения у Некрасова, где бы не была показана неувядаемая красота русской природы. С нежностью и искренней любовью он рисует картины родной природы: «Всё рожь кругом, как степь живая,/ Ни замков, ни морей, ни гор…/ Спасибо, сторона родная,/ За твой врачующий простор!». Примеры того, как в произведениях Некрасова образ природы оттеняет душевное состояние героев, прозвучали в выступлениях учащихся санаторной школы Ксюши Ширковой и Любы Алейкиной. В этой школе прошёл организованный Н.В. Савиной и Н.Ф. Сташковой конкурс чтецов на лучшее исполнение стихов Некрасова, так вот теперь победители Настя Матвеева и Денис Шараев прочли стихи и на нашей гостиной.

А какие замечательные строки посвятил Н.А. Некрасов русской женщине! Как великолепен под пером поэта образ молодой крестьянки: «Взгляд один чёрнобровой дикарки,/ Полный чар, зажигающих кровь,/ Старика разорит на подарки,/ В сердце юноши кинет любовь». Он и восхищается её нравственными добродетелями, и глубоко сочувствует тяжёлой и унизительной доле труженицы-крестьянки, и возмущается безысходным её общественным и семейным положением. Об этой стороне творчества поэта под руководством учителей А.М. Непомнящих, Г.В. Подберёзкиной, Е.Ю. Андриановой, С.В. Поповой подготовили рассказ учащиеся школы № 85 Лиза Волкова, Олеся Федюхина, Катя Скуратова и Даша Бурей. Затем А.М. Непомнящих рассказала, что в этой школе на протяжении 15 лет действовал музей, в котором были собраны свидетельства жизни выдающихся русских литераторов. Школьники разыскивали их наследников, вели с ними переписку. Ира Жинкина прочла два письма от внучатого племянника поэта писателя из Москвы К.Н. Некрасова и внучатой племянницы Н.А. Краевой – сотрудницы дома-музея Н.А. Некрасова в Карабихе.

Прекрасную композицию из стихотворений Н.А. Некрасова о любви подготовили под руководством С.В. Каминой и Н.О. Кирилловой учащиеся школы № 91 Маша Першина, Алиса Толстикова, Лиза Кириллова, Оля Хрыпченко, Кристина Кухарь, Сергей Ма-си-чер, Юля Глушак, Джора Гурбанов, Стас Петренко, Лёша Падюков. Многие из них — постоянные участники литературных гостиных.

Высоким духовным устремлениям русских женщин посвятила своё выступление В.К. Зинчук, под руководством которой ученики школы № 49 Сима Зинчук и Илья Лубченко разучили сцену разговора княгини Трубецкой с иркутским губернатором в станционном доме из поэмы «Русские женщины». Симе удалось передать душевные переживания Екатерины Трубецкой, молодой женщины, волей судьбы разлучённой с любимым человеком. Её стремление разделить тяжесть каторги с мужем, её высокая жертвенность, её стойкость в духовном противостоянии с царским наместником Сима продемонстрировала просто блестяще.

Со словами благодарности и пожеланиями дальнейшей творческой работы по изучению русской классической литературы обратилась к учащимся поэтесса, член «Русского общества» Н.С. Носкова.

В заключение к участникам гостиной обратился ваш покорный слуга, сконцентрировавший внимание на главном труде поэта — поэме «Кому на Руси жить хорошо». Данная поэма поистине является энциклопедией крестьянской жизни в пореформенной России. В ней даны яркие образы крестьян, их многоликость, а также противоречивость того образа жизни, который они вынуждены вести. Особо выделяются два образа, различные, как два полюса у магнита. Это святорусский богатырь Савелий, исповедующий жизненный девиз: «Клеймёный, да не раб!» (тяжёлые испытания выпали на его долю, он прошёл все круги ада, но прожил более ста лет несгибаемым воплощением лучших качеств русского мужчины!). А вот второй – дворовый Ипат — гордился тем, что за барином тарелки вылизывал да вина допивал. Болезнью непростой, а барскою – подагрой — захворал и умер молодым.

Н.А. Некрасов был выразителем идей нового общественного слоя – разночинной интеллигенции, революционных демократов. И в конце поэмы он именно этому слою оставил своё поэтическое завещание о двух путях для сердца вольного. Вот как он определяет эти дороги: «Одна просторная/ Дорога торная,/ страстей раба,/ По ней громадная,/ К соблазну жадная/ Идёт толпа (…)/ Другая – тесная,/ Дорога честная,/ По ней идут/ Лишь души сильные,/ Любвеобильные/ На бой, на труд,/ За обойдённого,/ За угнетённого — / Умножь их круг».

Стихи Некрасова пользовались большой любовью и популярностью в среде интеллигенции в пореформенной России. Многие из её рядов под влиянием поэзии Некрасова выбирали «дорогу тесную, дорогу честную», полную опасностей, и шли в стан революционных демократов, в народовольцы и социал-демократы.

В начале ХХ века В.И. Ленин писал о своих единомышленниках: «Мы идём тесной кучкой по обрывистому и трудному пути, крепко взявшись за руки. Мы окружены со всех сторон врагами, и нам приходится почти всегда идти под их огнём». Вот точно в таком положении на протяжении многих веков находятся Россия и русский народ. В силу физико-географических условий у нашего народа сложился особый образ жизни, отличный от большинства других европейских народов. В одиночку в наших условиях человек не может выжить, поэтому у нашего народа развиты такие добродетели, как товарищество, коллективизм, соборность. Конечно, западному человеку с его индивидуализмом это кажется дикостью.

Но когда русский народ жил по своим нравственным ценностям, когда в социальном авангарде общества не было места «толпе громадной, до соблазна жадной», тогда наша страна достигала больших успехов. Можно привести примеры и из жизни царской России. Но наиболее они ярки в её советской истории: это и превращение в 40-е годы СССР в первую по величине производства в Европе державу, и разгром объединённых полчищ континентальной Европы во главе с фашистской Германией, и первый искусственный спутник Земли, и первый полёт в космос советского человека коммуниста Юрия Гагарина.

Когда же в результате хрущёвских реформ началось сползание общества «на дорогу торную, страстей раба», то и страну потеряли, и превратились в сырьевой придаток Запада, стали колониально зависимыми от международных структур капитала. Наша страна по численности составляет около двух процентов населения Земли, но в недрах и на поверхности нашей страны сосредоточено до сорока процентов мировых природных богатств. Вот поэтому «акулы империализма» жадными глазами смотрят на Россию и ради своей прибыли они не остановятся ни перед каким злодеянием.

«Вам, молодому поколению нашего великого народа, — подчеркнул я в своём выступлении, — принадлежит будущее. От ваших нравственных принципов, от того, какой дорогой вы пойдёте, зависит и будущее русского народа, и то, будет ли так, как это мечталось Николаю Алексеевичу Некрасову: «Рать подымается / Непобедимая!/ Сила в ней скажется/ Несокрушимая!».

В заключение вечера всем учителям и учащимся, принявшим участие в работе гостиной, были вручены благодарственные письма «Русского общества».

Иван БОРТНИКОВ,

зам. председателя правления
КРОО «Русское общество».
Красноярск.







БЕЗ ХАРАКТЕРА НИЧЕГО НЕ ДОБЬЁШЬСЯ

Владимир Владимирович ВЛАДИМИРОВ — человек в Красноярске известный: пионер ресторанного бизнеса в краевом центре, успешный предприниматель, часто выступающий экспертом на местных телеканалах, притом на все имея собственное мнение. Тем интереснее было побеседовать с ВВВ накануне 2012 года, «подытожив» год уходящий….


— Владимир Владимирович, десять дней, как прошли выборы. Бизнесмен Роман Гольдман, победив в одномандатном округе, стал депутатом Законодательного Собрания Красноярского края. А у вас не было желания попробовать себя в политике? Неужели не предлагали?

— Не очень-то и хочется сейчас говорить о политике, но меня и правда приглашали в несколько партийных списков. Однако я отказался, посчитав, что не совсем правильно, когда бизнесмена, то есть человека ДЕЛА, зовут в партийный список не за его конкретные дела на пользу людям, а за его деньги. Да и сложно совмещать бизнес и политику, очень сложно. Уровень краевого Законодательного Собрания – очень высокий уровень, там разрабатываются и принимаются законы, по которым Красноярскому краю жить долгие годы. Поэтому в Заксобрании надо очень серьезно работать, это большие нагрузки, большая ответственность…

Гольдман Роман давно стремился стать политиком. Активно пиарился, к выборам подошёл серьезно. Но выиграл он в сельском округе у бизнес-леди из Красноярска Эльвиры Манаковой. Красноярские бизнесмены выбираются в районах, и сказать, правильно это или неправильно, я затрудняюсь. Там должны быть СВОИ депутаты. Мне также не нравятся в краевых списках в Госдуму кандидаты из центра. Что, у нас в крае нет СВОИХ достойных политиков? Ведь эти господа в пользу нашего региона что сделают? Да ничего!

— Сейчас власть много говорит о развитии малого бизнеса, о поддержке молодежи. С этой целью создаются бизнес-инкубаторы, молодым и креативным предпринимателям выдаются гранты. Как считаете, легко ли сегодня молодым и амбициозным людям начинать своё дело?

— На мой взгляд, очень сложно сейчас приходится молодежи, тем более молодым начинающим бизнесменам. Сложно начинать, сложно «раскручивать» свой бизнес. «Раскрутиться» с нуля малореально: помимо идей, наработок, нужны ещё и стартовый капитал, и площади, где разместиться, и возможность получить кредит не под грабительские проценты. Нужен залог, да много чего нужно…

— Есть же краевые программы поддержки…

— Программы есть, помощь начинающим бизнесменам предлагают многие государственные организации, но хотелось бы, чтобы это была реальная помощь, чтобы она не свелась к пиар-акции. Знаете, как это у нас часто бывает: приняли программу по поддержке малого бизнеса, молодых предпринимателей, показали это всё по телевидению и благополучно забыли. Да, два последних года были неплохими, кое-что за эти два года в Красноярском крае сдвинулось в лучшую сторону, совсем ненамного, но сдвинулось. Хотя развернуть свой бизнес на 70 тысяч рублей помощи от государства тяжело.

Вот сейчас многие студенты дневного отделения, учащиеся в хороших вузах на хороших специальностях начали совмещать работу и учебу, а это трудно, всегда перекос идёт в ту или другую сторону. Эту молодежь — трудолюбивую, талантливую — власть должна поддерживать в первую очередь. Хотя бы стипендии повысить, чтобы ребята могли спокойно доучиться, получить специальность!. Это очень важная тема.

— Ну а сами-то вы готовы прочитать курс лекций «от Владимира Владимировича» молодым людям, начинающим предпринимателям? Вас с огромным интересом в аудитории встретили бы, это точно.

— Я присутствовал на некоторых мероприятиях такого рода, был в молодежном лагере «Бирюса», общался с молодежью, но там, как я заметил, упор больше на идеологию: «За Путина, за «Единую Россию». А я всё-таки не политрук, я практик. Считаю, что ребятам нужно показать реальную жизнь. Все они хотят стать если не миллиардерами, но уж точно успешными людьми. Однако как этого добиться, многие слабо представляют, поскольку оторваны от жизни, а реальность от виртуального мира очень сильно отличается, очень сильно…

— В чём, по-вашему, залог успеха? Что в этом смысле можете посоветовать «племени младому»? Что является главным для человека дела – интеллект, сила воли?

— Главное характер, без него ничего не получится даже у самого талантливого, самого умного. На своём примере могу судить: очень многое (если не всё) зависит от характера. В жизни часто складываются такие ситуации, когда хочется всё бросить, уйти, опустить руки. А надо, сжав зубы, перетерпеть, выстоять, и тогда успех придёт. Но не у всех получается, многим талантливым ребятам не хватает силы воли, характера…

— Заметил, что молодежь охотно посещает ваши заведения кухни народов СССР «Калинка-малинка», целые фотосессии устраивают на фоне красных знамён, портретов вождей…

— Да, очень много народу приходит в «Калинку-малинку», молодёжи и правда много. Думаю, сожалеют ребята, родившиеся в РФ, что не довелось пожить в Советском Союзе, великой державе, где у всех были равные стартовые возможности. Молодые люди уважительно говорят о СССР и не понимают, как их родители допустили распад такой страны.

— Как считаете, в Красноярске не слишком много заведений общепита? Есть ваши сети, сети ваших конкурентов… Есть ещё куда развиваться ресторанному бизнесу или же всё, предел?

— Да, в Красноярске ресторанный бизнес развит неплохо, расти есть куда, но встаёт проблема с платежеспособностью горожан. А почему? Да потому, что плохо работает большой бизнес, заводы в Красноярске какие разорились, какие давно уже растащили. А на тех, которые функционируют, металлурги получают меньше, чем ребята, которые у меня работают. Мне кажется, это неправильно, они должны раз в пять больше получать, чем сейчас. Ведь они у этих печей своё здоровье отдают! Но не могу же и я своим зарплаты урезать. Так что пускай начальство на заводах поднимает заработную плату.

— Много говорят о китайской экспансии. Как, по-вашему, китайская кухня скоро потеснит традиционную русскую, сибирскую кухню?

— Не ощущаем мы никакой конкуренции со стороны китайцев, корейцев. Вообще, мне кажется, они под вывесками национальной кухни своими делами занимаются, далёкими от ресторанного бизнеса. И к тому же их кухня для сибиряков экзотика – раз-другой попробовал и понял – лучше пельменей ничего нет.

— Спасибо за беседу, Владимир Владимирович. Действительно, пельмени, да ещё в преддверии главного для наших соотечественников праздника, — традиционное сибирское блюдо. А 2012 год — олимпийский. Успехов нам!

Беседовал
Алексей ОСАДЧИЙ.
Красноярск, декабрь 2011 г.







И СНОВА — «ОСОБЫЙ ВОЗРАСТ»

Ещё одна поэтическая книга красноярцев-ветеранов вышла в свет. Сборник стихов «Между прошлым и будущим» — седьмая книга литературного объединения «Особый возраст» при Совете ветеранов города Красноярска и первая во втором десятилетии двадцать первого века.

Полным голосом говорят поэты-ветераны своё поэтическое слово, и это отрадно. И не избыть им память свою и накопленную за долгие годы жизни мудрость свою, чтобы передать потомкам наследие своё, чтобы не прерывалась связь времён в будущем. Удачно как внешнее оформление обложки книги, так и внутреннее: на снимках ещё крепкий бородатый старик как будто передает эстафету жизни белобрысому мальчонке – продолжателю жизни дальше. Не разочарует читателя и сама поэзия авторов.


ОТКРЫВАЮТ сборник прекрасные разносторонние стихи Тамары Гончаровой. В них чувствуется высокая литературная школа. Короткие, но красивые и ёмкие зарисовки о природе у Любови Литвиновой, которая знает Север, тундру и тайгу не понаслышке. И второе направление её поэзии – стихи для детей, заслуживающие самой высокой оценки. О собственной подборке «Течёт ручеёк» умалчиваю – пусть судят другие, и перехожу к стихам Светланы Прилепской.

Порадовала ими Светлана! Ей удалось психологически тонко опоэтизировать реалии нашей жизни: дружбу близких друзей, силу духа попавшей в беду женщины, отразить боль за погубленное когда-то казачество и современную деревню, приходящую ныне в упадок. А чего стоит поэтическое воссоздание телефонного разговора между бывшими возлюбленными — мужчиной и женщиной?

И как всегда, на высоте наши поэты-старейшины: Михаил Пятов, Станислав Иконников – вот уж кому пришлось пережить испытания в суровом прошлом и не растерять позиций в нынешнем времени! Их стихи чётки и бескомпромиссны. А поэтическую подборку Надежды Георгиевой (Дьяковой) первые читатели сборника «Между прошлым и будущим» уже отмечают как наиболее сильную и запоминающуюся.

Далее следуют светлые духовные стихи Наталии Ерышевой «Любите музыку». Великолепна подборка Тамары Чубукиной «Душа как прежде молода». Кстати, Тамара (запевала гимна нашего «Особого возраста», сгусток энергии и поэтический эрудит!) знает наизусть множество стихов великих русских классиков. И ещё есть в нашем объединении замечательная певунья – Людмила Чеснокова. Она как бард сама сочиняет лирические песни и исполняет их.

Внутренний мир женщины всегда ощущается в стихах Нины Шарыгиной. Своё поэтическое слово сказали в сборнике и Линда Шамкова, и Валентина Безвисельная, и Варвара Кудряшова-Гашина, и Николай Мирошников.

Завершает сборник цикл стихов на историческую тему «Русская Америка» Владимира Павловича Зыкова – руководителя «Особого возраста». Этот цикл вновь напомнил нам о героическом прошлом наших великих предков – духовных пастырей, идущих вослед за первопроходцами, открывателями окраинных северных земель: о Святителе Иннокентии, о Преосвященном Тихоне, о священнике отце Константине (родном деде автора стихов). Не огнём и мечом, как испанские конкистадоры, а добром и миром обращали они в православную веру местных аборигенов, сами при этом нередко терпя всяческие лишения. И здесь же мощной струёй поэма о командоре Резанове. Стихи написаны рукой мастера – ёмко, образно, как будто, читая их, ты сам становишься участником тех событий.

Выражаю уверенность, что книга стихов «Между прошлым и будущим» оставит добрый след в сознании читателей, не оставит их равнодушными, не пролежит зря на книжных полках.

Литературное объединение красноярцев старшего поколения «Особый возраст» благодарит председателя городского Совета ветеранов Владимира Васильевича Миргунова за существенную помощь, оказанную при выпуске настоящего сборника.
Юрий НАТАЛУШКО.
Красноярск.
ОТ РЕДАКЦИИ. В одном из ближайших номеров опубликуем поэму Ю.Наталушко «АНТАРКТИЧЕСКАЯ ДРАМА» — об открытии Южного полюса.







БОРЬБА С ГОЛЛИВУДСКОЙ ЗОЛУШКОЙ

На первом международном медиа-фестивале в Красноярском Доме кино


В ДЕКАБРЕ В КРАСНОЯРСКОМ ДОМЕ КИНО СОСТОЯЛСЯ ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕДИА-ФЕСТИВАЛЬ. Для участия в нём были приглашены художники, кураторы крупнейших международных фестивалей, теоретики. Современное искусство расширяет границы своего практического нахождения и выходит в наднациональный контекст. Искусство и новые технологии объединяются, художники и ученые создают фундамент будущей жизни. Одни апеллируют к формулам, схемам, другие – «интуичат», творчески осмысляя механику жизни. Ольга ШИШКО — искусствовед, куратор, организатор международных событий, фестивалей и выставок, рассматривающих проблемы взаимодействия современной инновационной культуры, медиа- и пиар- технологий, — рассказала о том, почему современное искусство не может быть антидепрессантом, и о синтезе науки и искусства.


Корр.: — Ольга, скажите, может ли современное искусство являться своеобразным антидепрессантом?

О.ШИШКО: — Современное искусство вообще-то не должно являться антидепрессантом. Потому что настоящий художник как поэт реагирует на ситуацию, разворачивающуюся в этом мире. Мы с вами живем не в заоблачном рае, а в мире, одолеваемом страстями, катастрофами, катаклизмами, и поэтому задача художника на поэтическом уровне откликнуться на эту реальность. Но, с другой стороны, этот новый язык современного искусства, новый язык визуальных технологий даёт возможность окунуться в сам процесс создания этих образов.

Когда я стала заниматься современным искусством, я вдруг поняла, что для меня это своего рода японские кроссворды, то есть мне всё больше и больше хочется уходить внутрь этого кроссворда и совершенно не хочется смотреть телевизор. Это было абсолютно искреннее чувство. Сейчас я получаю истинное удовольствие, узнавая о новых проектах, о новых художниках. Постоянно бываю на биеннале и фестивалях, стараюсь угадать кураторскую концепцию. Месседж, т.е. послание, которые пытаются донести художники или куратор выставки до зрителей, чрезвычайно важен. Дальше начинает выстраиваться диалог.

Мне нравится процесс затягивания в этот диалог. Иногда он оказывается сложнее меня, и тогда я пытаюсь дотянуться, чтобы уловить моменты национальной идентичности или просто самобытности этого художника и встраиваюсь в него. Поэтому всё время происходит открытие новой культуры, потому что мы все говорим на разных языках. Мне кажется, современное искусство рождает новый язык, и в этом пространстве мы начинаем понимать друг друга. Иногда достаточно, всего лишь взглянув на художественную работу, понять, что происходит в стране, её боли, её радости или то, над чем она рефлексирует.


— Отражает ли биеннале корпус социальных, национальных проблем?

— Обязательно. Даже по их названиям можно судить о градусе вопроса. Взять, например, «Венецианское плато человечества» или «Переписывая миры» (Московская биеннале). Разумеется, акцент ставится на социально-политические изменения. Современное искусство сейчас работает с новыми медиа. Оно задаёт нам новые формы, виды и жанры деятельности художника. В результате этого взаимодействия появились такие виды искусства, как тактические медиа, когда провокации и рефлексия художника, поиск им социальных изменений уже сами по себе становятся проектом, арт-продуктом, чем-то, что вызывает эмоции и не оставляет равнодушным зрителя.

Возникают гибридные медиа, то есть искусство, которое работает с новейшими научными экспериментами. Но художникам не так важны формулы — они придумывают, «интуичат», куда пойдёт тот или иной эксперимент, насколько он будет вживлён в нашу историю через какой-то промежуток времени. Поэтому если ещё 5 лет назад я читала исключительно интервью с художниками, книги по искусствоведению, знакомилась с философскими изысканиями и кураторскими концепциями, то сегодня читаю книги о научных изысканиях, экспериментах, о том, что будет с наукой через 50 лет. Сегодня есть все основания полагать, что идеи европейских и американских художников, которые 40 лет назад, будучи молодыми экспериментаторами, были в загоне, при наличии некоторого количества средств будут реализованы. Ведь на сегодняшний момент у них есть уже свои собственные лаборатории. Вот это очень интересно — соединять фантазии художников и идеи, ещё не реализованные учёными, а после проследить, каким же будет мир, который очень быстро меняется и переписывается через некоторое количество лет благодаря самым разным краскам.

— Какое же у вас в целом ощущение от того, что происходит в современном искусстве?

— Его развитие происходит невероятно стремительно. Мы всё активнее пытаемся высказаться на эту тему. Например, международный симпозиум «Pro et contra медиакультуры» дискутирует на тему современного искусства: где порог искусства, использующего новые медиа, находящего новые информационные каналы, создающего новый визуальный язык, и где уже НЕ искусство, а инновации, которые быстро становятся «пустым местом» и переходят в коммерческое использование.

Искусство – не только рефлексия, но и поэзия. Сегодняшние работы переворачивают наше сознание, дают возможность ухода в медитативные состояния. Художники в основу произведения вмещают реальные материи – такие, как дым, вода, свет, запахи. И это четырёхмерное, пятимерное измерение всё больше входит в нашу жизнь, это ещё то, о чём Эйзенштейн говорил в «Монтаже аттракционов» в 20-е годы.

Каждый художник внутри себя ведет борьбу с голливудской Золушкой. Существующая бессмыслица ничего не дает человеку, она только отвлекает людей от подлинных реалий и проблем, превращая их в стадо. Поэтому главное — не позволять отвлекать себя от того, что происходит вокруг и внутри нас.

— В современном искусстве бытует огромное количество терминов. Есть ли в этом необходимость? Не возникает ли разночтений в их понимании и трактовке? — Терминология в медиаискусстве — штука очень интересная. Я заканчивала отделение истории искусств исторического факультета МГУ и моя дипломная работа называлась «Чешское барокко: стадиальный процесс барочного явления в Центральной и Восточной Европе». Изучая соответствующую данной тематике литературу, я во всех книгах (неважно, какого автора я читала — чешского, английского, французского или русского) встречала одни и те же термины. Но как только я занялась медиаискусством, то поняла, что каждые три-четыре года это переписывается. Не зря всё время находили новые обозначения, наименования: авангард, модерн-арт, контемпорари-арт, actual-арт, медиа-арт, а внутри направлений появилась масса подназваний, потому что художники, которые занимались новыми технологиями, пытались эти средства вместить в свои произведения или выйти в другие пространства, как это было в 1965–1970 годах, когда они пытались для разъяснения своего искусства использовать телеэфир. Для них он был музеем, галереей, внутри него они пытались создать произведение искусства.

В то же время было кинетическое искусство и художники, которые работали со своими объектами. Вот как всё это было назвать, соединить? В итоге всё вместе объединили, назвав машинным искусством. Потом пришли к термину «искусство новых технологий», а с появлением Интернета стали называть медиа-артом, дальше от арта отказались, потому что стало приплюсовываться огромное количество синтезированных вещей. А когда захотелось оценить общую территорию, которая находится на грани театра, музыки, кино и других видов искусств, сделали шаг назад. Обозначили всё это медиа-культурой, что кажется мне несколько бессмысленным: это, знаете, как культурные индустрии, когда искусства нет.

Сейчас я преподаю в Академии коммуникаций и, когда говорю об истории искусства, мне всё время хочется расширить XX век. Почему именно с прибытия поезда начался кинематограф? Почему во весь авангард пришло «машинное искусство»? Возможно, это точка отсчета, чтобы думать, а что будет завтра? Или через 10 лет…

Беседовала
Юлия ПОПОВА.
Красноярск.







ТЕЛЕШКОЛА Ирины Долгушиной

В самом конце декабря в известной телешколе советника губернатора Ирины Долгушиной состоялся очередной выпуск учащихся. Ребята, отучившиеся на детско-юношеском факультете «Юниоры», получили сертификат, соответствующее доброе напутствие преподавателей, попили чай, сфотографировались на память и разошлись. Но только ли с сертификатами разошлись? Понятно, что ещё и с хорошим запасом полученных знаний, которые неизмеримо важнее, чем красочный документ.


МЫ СОЗНАТЕЛЬНО подчеркнули, что хозяйка учреждения – советник губернатора. Это важнейшая деталь, которая сама собой свидетельствует, насколько по-государственному широко, профессионально и ответственно здесь поставлено дело.

Для любопытного читателя скажем, что только перечисление должностных функций, исполняемых советником, заняло бы целую страницу: тут и координация межведомственной деятельности по переходу на цифровое телерадио, тут и экспертирование… кураторство… содействие в технической модернизации всех периферийных телекомпаний края… кураторство над телевещателями и телепроизводителями… И ещё многое-многое другое. Не позавидуешь!

Так вот в формате этих бесконечных функций и была создана профессиональная структура, именуемая АНО «Телешкола Ирины Долгушиной». И преподавать сюда, поделиться своим многолетним опытом пришли знаменитости региона: Раиса Расюлене, Людмила Базарова, Евгений Долгушин, Ярослава Кебич, Алексей Соколов, Юрий Тишков…

В школе несколько факультетов, на которых нынче шло обучение не только профессиональным тонкостям, а и жёстким правилам жизни в современном гражданском обществе. Например, на детско-юношеском факультете юные таланты помимо того, что окунулись в удивительный мир телевидения, ещё и научились видеть необычное в обыденном. Кто-то понял, что не следует стесняться своих мыслей и идей и что если ты уверен в себе, то перед тобой откроются все двери на пути к успеху.

С таким вот духовным настроем вышли из школы юные выпускники. Начат следующий набор. Преподаватели факультетов, являющиеся золотым фондом в кадрах культуры края, подчёркивают:

— Обучение идёт так, что не важно, будет ли ребёнок в будущем работать на телевидении или не будет. Главное, дети приобретают умение быть требовательными к себе, умение коммуницировать и стремление стать успешными, а это сегодня, когда гражданское общество находится в стадии мировоззренческой и психической неустойчивости, чрезвычайно важно.

Анатолий ВАСИЛЬЕВ.
Красноярск.
Мамы и бабушки, желающие узнать об условиях нового набора в телешколу, могут позвонить по тел.: 233-04-03, 215-53-56.







ИСПОЛНЕНЬЕ РЕБЯЧЬИХ ЖЕЛАНИЙ

Накануне Нового года завершилась благотворительная акция объединения «Мастерская добрых дел», краевой газеты «Наш Красноярский край» и культурно-делового центра «Особняк». Благодаря ей 57 ребятишек из краевых детских домов получили именные подарки под Новый год.


От чистого сердца

МАСТЕР-КЛАССЫ по оформлению новогодних подарков для детей из двух краевых детских домов прошли в культурно-деловом центре «Особняк».

Каждый участник «Мастерской добрых дел» сначала купил именной подарок для опредёленного ребенка (список организаторы акции получили заранее от воспитателей), потом украсил и написал письмо от имени Деда Мороза. И вот утром 26 декабря новогодние поздравления отправились в путь. За рулём Дед Мороз (Николай Гордеев). С ним его команда: Снегурочка (Марианна Игошина), Баба Яга (Анастасия Шаповалова), Суперхрюша (Евгения Иванова), фотограф (Ольга Быкова) и видеооператор (Наталья Копыткова).

Через 4 часа автомобиль с новогодними героями был уже у ворот небольшого уютного детского дома г. Бородино. План был продуман заранее. В обстановке строгой секретности подарки были доставлены через чёрный вход. А в актовом зале уже собрались дети. Они шумели в предвкушении встречи с необычными гостями.

Представление началось. Дети спасали деда Мороза и Снегурку, рассказывали стихи вместе с Суперхрюшей и помогли Бабе Яге стать доброй и научиться выступать перед публикой. В финале же сказки настал долгожданный момент вручения именных подарков. Каждый ребенок получил то, что он загадывал на Новый год! Некоторые подарки своим размером превышали получателя. Уже через несколько минут зал наполнился нетерпеливым шуршанием. Машины, роботы, паровозы, музыкальные колонки, сверкающие заколки, футбольные кроссовки, куклы, коляски – всё это мигало, звенело, играло. Но ярче всех подарков светились радостью лица ребят. Мальчики постарше тут же включили любимую музыку, девочки давали куклам имена, малыши построили железную дорогу и устроили гонки на радиоуправляемых машинах.

Когда шум поутих, ребята пригласили гостей попить чаю со сладким пирогом. За одним столом с детьми угощались Хрюша, Снегурочка, Баба Яга. Правда, Дед Мороз так и не смог попить чаю из-за того, что его борода плохо пропускала жидкость, а разоблачиться перед ребятами он, конечно же, не мог.

Однако обществом воспитанников детдома Николай Гордеев (Дед Мороз) остался очень доволен: «Такие любознательные дети! Выясняли у меня всё: где живу, на чём езжу зимой, где беру подарки.

Особенно запомнился мальчик Олег, который так сильно радовался заводному жуку и простым раскраскам с фломастерами! Потом выяснилось, что Олег очень любит рисовать и хочет стать художником».

Гости очень много узнали о жизни детского дома и его обитателей: из чего они строят снежную бабу, в какие игры любят играть, в какие походы ходят летом и как любят своих воспитателей. И, кстати, сразу же поняли, что эти дети ответно любимы теми людьми, которые их воспитывают.

Вот что рассказала директор этого заведения Ольга Александровна Травникова:
— Наш детский дом небольшой. У нас 32 ребенка. Получается, каждый ребенок в поле зрения и заботы. И они хорошо знают друг друга. Старшие помогают младшим. Они часто все вместе играют, что-то делают. Сегодня их общий праздник. И нам так радостно видеть их счастливыми. Надеемся, что вы у нас в гостях не последний раз! Естественно, что новогодние герои уехали с обещанием вернуться. Ведь «Мастерская добрых дел» продолжает свою работу. А 29 декабря предновогодний вечер и детский концерт состоялись уже в Иланском детском доме, куда было доставлено 25 именных подарков.

«Мастерская добрых дел» — это не только реальная помощь и нужное дело, но это ещё и очень приятный показатель. Показатель того, сколько вокруг хороших людей, которые хотят дарить радость!
Анастасия ШАПОВАЛОВА.
Бородино – Красноярск.










Наверх

На главную